Гранит и камень

Мобильные дробилки и комплексы



Передвижные и самоходные дробилки



В настоящее время все большую популярность обретают мобильные дробилки и дробильные комплексы, имеющие ряд существенных преимуществ перед стационарными ДСУ. Основное их достоинство - мобильность, позволяющая быстро устанавливать дробильный комплекс в наиболее удобное место для обработки породы - как на территории забоя, так и на специальных площадках в районе карьера.
Мобильность позволяет осуществлять дробление в буквальном смысле "на ходу", что снижает затраты на транспортировку породы и продукции. Важным преимуществом является и то, что мобильные дробилки не нуждаются в дорогостоящих массивных фундаментах, на возведение которых затрачивается много времени и средств.

Передвижные (мобильные) дробильные установки различаются:

  • по технологической схеме процесса дробления (замкнутый, разомкнутый цикл, вторичная переработка сырья или стройматериалов);
  • по типу применяемого привода (электрический, электрический с приводом от дизель-электростанции, с гидроприводом от насоса с дизельным движителем, а также комбинации описанных приводов);
  • по типу шасси, делающего комплекс мобильным (гусеничные, колесные, на салазках, на лыжах). Кроме того, по типу шасси можно выделить самоходные мобильные установки и передвигаемые с помощью тягача.
мобильные дробилки и установки

Дробильные агрегаты в мобильных комплексах могут устанавливаться такие же, как и на стационарных - щековые, молотковые, конусные, роторные и т. д., однако, наибольшее распространение получили мобильные дробильные комплексы оборудованные щековыми, конусными и роторными дробилками.

Дробильные комплексы могут состоять из одной установки, содержащей на одном шасси агрегаты полного цикла переработки породы - транспортировка, грохочение, сортировка, дробление, складирование, либо состоять из нескольких установок (каждая на отдельном шасси), выполняющих дифференцированные функции - грохочение и сортировку, дробление и т. д, и работающих в составе комбинированного передвижного комплекса.

Передвижные установки с электрическим приводом имеют ограниченную мобильность, поскольку их работа невозможна вдали от питающих линий электропередач, т. е. внешнего источника электроэнергии.
Как правило, такие комплексы монтируются на колесных шасси или салазках, требующих применение отдельного тягача для перемещения. Достоинство таких дробильных комплексов - простота обслуживания, высокая рентабельность и низкая стоимость. По сути такие мобильные дробильные комплексы мало отличаются от стационарных дробильных установок, тем не менее, их перемещение между участками не связано с высокими затратами и возведением фундамента на участке работы.
Основной недостаток передвижных установок с таким электроприводом - привязанность к внешним источникам электроэнергии, что отрицательно сказывается на их автономности и мобильности.

Установки с электрическим приводом от внешней линии электропередач изготавливаются многими мировыми производителями дробилок и мобильных дробильных комплексов. Особенно большой ассортимент такого оборудования предлагают китайские производители, монтируя мобильные установки на колесных шасси. Китайские дробильные комплексы с приводом от внешнего источника тока привлекают покупателей своей низкой стоимостью и простотой обслуживания при вполне достойном качестве. В нашей стране подобные комплексы, оборудованные конусными дробилками производства Турции и Германии, изготавливает ООО "Дробмаш" в г. Выкса. Впрочем, по желанию заказчика такие комплексы могут быть укомплектованы дизель-генераторной установкой, что делает их независимыми от линий электропередач.

Мобильные дробильные комплексы с электрическим приводом от дизель-генератора способны работать автономно или (при возможности подключения к внешнему источнику электроэнергии) от линии электропередач. Второй вариант предпочтительнее, поскольку дизель-генераторные установки имеют относительно низкий КПД, что сказывается на себестоимости получаемой продукции (возрастает в 1,5-2,0 раза).



Третий тип передвижных (мобильных) дробильных комплексов - с гидравлическим приводом, насосная установка которого приводится в действие дизельным двигателем. Подобные дробильные установки и комплексы выпускаются многими производителями во различных странах.
передвижные и самоходные дробилки Заслуженную известность и бренд получило оборудование таких известных фирм, как "Metso" (Финляндия), "Sandvik" (Швеция), "McCloskey International" (Англия-Канада), "Terex Finlay" (Северная Ирландия), "Keestrack" (Бельгия-Чехия), "DSP" (Чехия) и некоторые другие. Неплохие самоходные дробильные установки на гусеничном шасси выпускает шанхайский завод "Зенит" в Китае.
Чаще всего такие установки монтируются на гусеничном ходу с гидравлическими движителями, что делает их полностью автономными и способными самостоятельно передвигаться даже в условиях карьера.

Возможность применения дизельных двигателей в качестве источника энергии для гидравлики дробильных комплексов появилась относительно недавно, после разработки ведущими производителями систем питания дизелей топливной аппаратуры, управляемой электроникой.
Как известно, электродвигатель имеет почти идеальную мощностную характеристику - крутящий момент на валу и его число оборотов связаны обратно пропорционально. Т. е. при падении оборотов (что обычно бывает при повышении нагрузки в дробилке) автоматически возрастает крутящий момент на валу электродвигателя и проблемная порода дробится. Вмешательства оператора или внешних регуляторов для электродвигателя не требуется. Благодаря такому свойству электродвигателей они ранее были широко распространены в качестве привода стационарных дробильных комплексов. Однако, для мобильных и передвижных установок электродвигатель в качестве привода агрегатов не всегда удобен.

Двигатель внутреннего сгорания, в отличие от электродвигателя, имеет почти прямо пропорциональную зависимость между оборотами вала и крутящим моментом (до достижения максимальной мощности, после чего он начинает работать вразнос). Поэтому при повышении нагрузки в дробилке и уменьшении оборотов он может заглохнуть, если вовремя не увеличить впрыск в системе питания. Использование топливных систем, управляемых электроникой позволило автоматизировать этот процесс - при повышении нагрузки в дробилке увеличивается давление в гидросистеме привода и датчики сигнализируют об этом бортовому компьютеру, который подает команду системе питания дизеля на увеличение впрыска топлива. При достижении предельного давления в гидросистеме привода срабатывает аварийный датчик, который через компьютер останавливает дизель либо отключает его от привода.
Системы с электронным регулированием впрыска изготавливают такие известные производители, как Bosch и Caterpillar. Собственные разработки в этом направлении имеет и Китай.

Подводя итог описанию типов привода мобильных дробилок, следует отметить, что наиболее экономичным и рентабельным является электропривод с питанием от внешнего источника энергии. Кроме этого явного преимущества, влияющего на стоимость конечного продукта, следует отметить, что конструкция таких приводов отличается простотой в управлении и техническом обслуживании. Особенно явно проявляются преимущества электропривода при эксплуатации в условиях низких температур, когда гидроприводы и дизельные двигателя нередко дают сбои.
мобильные дробильно-сортировочные комплексы Недостаток такого электропривода передвижных дробильных комплексов - ограниченная мобильность и отсутствие автономности, поскольку вдали от линий электропередач такой дробилкой пользоваться невозможно.

Если же предстоит выбор между дизель-генераторным приводом и дизель-гидравлическим приводом, то следует учитывать следующее: дизель-генераторный привод является наименее экономичным из всех рассмотренных типов приводов, и использовать его следует лишь при отсутствии поблизости от участка работ внешних источников электроэнергии, поскольку на стоимость конечного продукта влияет значительный удельный расход топлива для дизеля. К достоинствам этого привода можно отнести относительную простоту в обслуживании и управлении, по сравнению с дизель-гидравлическим приводом, а также меньшую зависимость привода от температурно-климатических факторов. По сравнению с электроприводом от внешнего источника энергии дизель-электропривод имеет большую мобильность.

Дизель-гидравлический привод отличается высоким КПД в сравнении с дизель-генераторным, и имеет неограниченную мобильность и автономность. В качестве основных недостатков такого привода можно привести более высокую стоимость, трудоемкость и материалоемкость в техническом обслуживании, а также необходимость применения сложных электронных систем управления работой агрегатов. Кроме перечисленных недостатков следует отметить сложность использования дизель-гидравлических установок при низких температурах.

Мобильные дробильные комплексы могут применяться и на карьерах месторождений, и для переработки строительных материалов при разборке сооружений и построек. Современные компьютерные системы управления значительно упрощают работу с оборудованием, однако требуют и более высокой квалификации обслуживающего персонала.

***

Свойства каменных и скальных пород